Фазир Муалим. Вечер в гостинице с Алисой Ганиевой

0
876

Моя манера высказываться предполагает морализаторские обобщения и разного рода советы, замаскированные под философские рассуждения. Но в свое оправдание могу сказать, что делаю я это не в форме неотправленных писем к другу или наставлений будущему сыну, то есть не направленно к другому человеку. Нет – я обращаюсь сам к себе, и укоряю сам себя. В прошлый раз я обещал, что регулярно стану писать для Даг.лайф небольшую колонку с размышлениями о событиях, бывших или не бывших, но предполагавшихся случиться, в Москве, но так или иначе имеющих отношение к Дагестану.
Знаете ли вы, как тяжело ходить под тяжестью груза невыполненных обещаний?! Сбавим пафос – наверняка, знаете: не я один такой необязательный. Мир вообще ненадежен, надо признать. Поэтому чем скорее забудем обиды и угрызения совести и нагло, как обкакавшиеся мимо горшка дети, посмотрим друг другу в глаза (читатель, редактор и я), как будто в первый раз увиделись, тем лучше для дела.
За это время произошло много событий. Среди них и такие, о которых я с удовольствием расскажу после как-нибудь. Дай Бог памяти и воображения восстановить всё в лучшем свете. Например, обсуждение на московском литературно-критическом проекте «Полет разборов» стихов поэта Вадима Керамова, презентация в музее Льва Толстого в Москве литературного альманаха «Кавказский экспресс», выпущенного в прошлом году в Махачкале, публикация цикла стихов Мариям Кабашиловой в «Дружбе народов».
Но сегодня я хочу рассказать о встрече, которая состоялась совсем недавно, в пятницу прошлой недели, в конференц-зале библиотеки-читальни имени Тургенева. Встреча с Алисой Ганиевой, организованная журналом для чтения (назовем его так) «Миллионер», журналом о жизни богатых и знаменитых. Поводом к встрече послужил опубликованный в последнем номере этого издания рассказ Алисы «Вечер в гостинице». О чем рассказ, вы узнаете, прочитав его в журнале или где ещё. А вот что и как происходило, о чем говорили на презентации – я постараюсь коротко передать.
Зал в читальне небольшой, но и он, если б я сказал, что был полный, я бы соврал. Однако мы все давно убедились в том, что часто, чтобы состоялось событие, достаточно и двух человек. С другой стороны, я видел залы, битком набитые бессмысленностью и пустотой, даже минус пустотой – явление, признаемся, довольно-таки отталкивающее.
Сначала Алиса прочитала отрывок из рассказа, эту часть я, каюсь, пропустил: опоздал. А потом ведущая мероприятия Марина Сафронова и другие журналисты «Миллионера», чтобы удовлетворить свою любознательность, с одной стороны, и зафиксировать для истории, с другой (ведь велась видеосъемка мероприятия), начали задавать разные интересные, а иногда вполне стандартные (чтоб не сказать банальные) вопросы.
В частности, «мильонщиков» интересовало, где Алиса находит своих героев, таких необычных (тут мы с вами можем посмеяться и пригласить всю редакцию журнала в Махачкалу, чтобы они убедились: персонажи перекочевали прямо с улиц города), и правдиво ли то ощущение, которое складывается по прочтении, что основная тема ее произведений – тема одиночества.
Алиса отвечала, что она как писатель рассматривает одиночество не как страдания отдельного человека, а целых народов, стран, поколений. Одиночество как разрушение иллюзий. «Я иногда завидую тем людям, которые проживали свою молодость в 60-е годы, в 80-е… Они дышали оптимизмом… А сейчас – цинизм, тотальный скепсис, неверие в идеалы (я и по себе замечаю)».
О персонажах своих произведений Алиса сказала: иногда случается так, что полностью ею вымышленного героя она вдруг встречает в реальности. В другой раз придумывает ситуацию в сюжете, а потом получает удивленные письма: откуда, мол, вы узнали историю моей тети, соседки или кого-то ещё.
«Никогда не начинаю писать, пока примерно не представляю себе скелет, структуру вещи в целом”.
После поговорили немного о мультикультурализме, ещё меньше о политике, но подольше о переводах. Так, мне запомнилась смешная история с американской переводчицей, которая не могла понять, что такое «нарядный родник», потому что в ее представлении родник – это всего-навсего ключ, бьющий из-под земли. Тогда пришлось отправить ей фотографии и объяснить, какое важное место в жизни села занимает родник – почти что сердце села.
На прощанье писателя попросили поделиться творческими планами. Спешу утешить тех читателей, кто был уверен, будто Алиса клевещет на дагестанский образ жизни: она больше не будет этого делать, по крайней мере, в ближайшее время, потому что новая повесть, над которой она сейчас работает – не о Дагестане.
Кстати сказать, «Вечер в гостинице», рассказ, который презентовали на этой встрече, тоже не о Дагестане. Вот начало его:
«Иванов сидел на потертом диване маленькой захолустной гостиницы и пытался связаться с женой. Телефон ловил плохо, голос жены постоянно срывался. Наконец им удалось распрощаться. Иванов, тяжко зевнув, уставился на глянцевую стойку регистратуры…»

ПОДЕЛИТЬСЯ