Про любовь

0
641

Скажите, что за счастье мотаться по горам, снимать незнакомых людей, их жизнь, быт, искать портреты, когда дома тот самый из образов? Самый родной, знакомый и прекрасный портрет.

Долгие годы он хранил первый цветной негатив с портретом любимой женщины в ящике семейной фотохроники и как требовательный художник не допускал мысли, что этот кадр может войти в разряд настоящего искусства, стать объектом представления, важным событием в жизни мужчины и женщины.

Искусство фотографии требует жертв. Но так бывает и с известными мастерами, когда они, выбирая из 36 кадров лучшие, уверенно кромсают остальное. И в один прекрасный день фотограф сокрушается о том, что бездумно распорядился своим шедевром. Так устроена голова художника – он рассматривает сотворённое на предмет «вечного» и новаторского.

Но всему есть предел, и нежная эмаль плёнки, скрученной в рулон, рассыпается под натиском времени. И тогда история любви фотографа и его музы станет небылью, придуманной современниками.

Фотография – очень личное пространство. Сегодня цифровая техника приобщила к ней миллионы «пользователей» и заменила её «фоткой». Но не будем так трагичны, мастера работают, и мимо их шедевров не пройдёшь. Вот и мой друг недосягаем как художник и влюблённый в жизнь человек. И меня наставляет, что в нашей профессии цена фотокамеры не определяет художественный уровень фотографии: «Лучшие свои снимки я сделал фотоаппаратом марки «Зенит-Е»».

О лучшем в творчестве Камиля Чутуева. Его пейзажи, портреты горянок, ветеранов войны, фоторепортажи в «Комсомольце Дагестана», «Дагестанской правде», журналах «Советский Дагестан» и «Женщина Дагестана» стали классикой, продолжают тиражироваться в печати и лайкаться в Интернете. Но как здорово, что мастер и сегодня достал из архива нечто, что удивит и заставит остановиться.

«Всё надо делать с любовью»

Несколько лет назад Камиль и Патимат Чутуевы сыграли золотую свадьбу. Незадолго до этого мастер нашёл в архиве забытый негатив с портретом жены и сделал ей подарок. Сел за компьютер и обработал негатив, добившись нужной цветопередачи, затем распечатал большой ПОРТРЕТ.

Надо заметить, что это не просто портрет, а творческий эксперимент молодого фотографа. До того самого момента он работал с ч/б плёнкой, а это была первая цветная шосткинская «Свема» ДС-4. Никто до этого в Дагестане ещё не печатал цветных фотографий.

Глядя на портрет, можно легко представить то время и состояние влюблённого человека, снимающего свою невесту. А дальше… В его семейном архиве фотографии свиданий в Приморском парке, открытые лица, покрой одежды, шляпы, цветы, поезда, корабли в море. Плёнки тех лет чёрно-белые и несут запах другой, забытой жизни.

Дальше из шестидесятых фотография Камиля прорывается в цвет семидесятых. Дни рождения, совместные поездки в горы, съёмки на фоне озёр, скал, водопадов, в окружении любимых кунаков. Чутуевы создали большую семью, в которой сегодня растут правнуки.

Интересное наблюдение – даже семейные фотографии у Камиля выходят динамичными и законченными. Их невозможно, как говорят фотографы, «кадрировать». Он, как Микеланджело, обрубает всё лишнее непосредственно во время съемки.

А главный совет 78-летнего мастера остаётся незыблемым: «Всё надо делать с любовью».

Но что бы создал Камиль без своей Патимат? Отношения художника и его музы стали событием, предметом изучения. Выставка «Про любовь» проходила в Музее истории города Махачкалы.

Так частное стало категорией общественного, а любовь мужчины к женщине – подлинным искусством.

Марат Гаджиев

ПОДЕЛИТЬСЯ