Госдума не поддержала введение исламского банкинга в России

0
505

9 марта комитет Государственной Думы России по финансовому рынку рекомендовал отклонить в первом чтении законопроект, который разрешает кредитным организациям заниматься торговой деятельностью для внедрения принципов исламского банкинга.

Примечательно, что данный законопроект был предложен депутатом ЛДПР Дмитрием Савельевым, который полагал, что внедрение исламского банкинга как специфической формы кредитно-денежных отношений в России будет способствовать привлечению инвестиций из исламских стран, а также привлечет денежные средства российских мусульман, для которых принципиально важно, чтобы банк работал в соответствии с шариатом. Законопроект Савельева предлагал наделить банки правом торговой деятельности, что по действующему российскому законодательству запрещается.

Сейчас клиент, например, желающий приобрести бытовую технику в магазине, может купить ее в кредит: банк оплачивает за клиента стоимость товара магазину, а затем в течение определенного срока клиент выплачивает ежемесячно банку стоимость товара и те проценты, на которые банк ему предоставил кредит. Савельев предложил наделить банк правом вести самому торговую деятельность, чтобы он напрямую продавал какой-то товар клиенту без предоставления займа.

Однако, как указал комитет Госдумы РФ по финансовому рынку в своем заключении, «принципиальным положением российского гражданского и банковского законодательств, подтвержденным решениями высших судов, является наличие у кредитных организаций специальной правоспособности».

К тому же, «запрет на осуществление торговой деятельности для кредитных организаций является элементом особого правового режима деятельности кредитных организаций. Указанный режим, направленный на недопущение повышенного риска при осуществлении банковской деятельности при помощи создания особого публично-правового контроля за деятельностью банков, создает гарантии защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, денежные средства которых кредитные организации могут привлекать во вклады». Более того, коллеги депутата Савельева попеняли на то, что из положений законопроекта, который он предлагает, а также сопроводительных материалов, так толком и непонятно, что означает понятие «исламский банкинг», который он предлагает внедрить. На основании всего этого комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал отклонить принятие законопроекта.

Депутат Дмитрий Савельев не смог приложить качественно подготовленных сопроводительных материалов, которые бы раскрыли суть исламского банкинга. Малопонятные, плохо сформулированные и неконкретные объяснения насторожили комитет Госдумы РФ по финансовому рынку. А многочисленные и много лет проводимые форумы и конференции на эту тему так внятно и не объяснили, как это все работает. Ведь чаще приходится слышать о «нравственности» и «высокодуховной моральности» исламской экономической системы, которая лучше классического капитализма, однако за этим словоблудием не понятно, что скрывается. Да и на простой вопрос «Почему тогда даже в Саудовской Аравии, Кувейте и Иране вся экономика не строится на исламских принципах, раз они такие „нравственные“ и „не содержат греха ростовщичества“?» внятного ответа нет. И то, что исламский банкинг исключает финансирование производства алкогольной продукции и свинины, бизнеса, связанного с секс-услугами (например, салона эротического массажа) и прочих «харамных» видов деятельности, не означает, что остальные банки именно только это и финансируют.

Несколько наивно думать, что если разрешить в России исламский банкинг, внедрить его, то это автоматически приведет к тому, что арабские шейхи поспешат вкладывать свои деньги в экономику если не всей России, то Татарстана и республик Северного Кавказа точно. Хотя сам президент Татарстана Рустам Минниханов, главы Чечни и Ингушетии Кадыров и Евкуров — частый гостьи в арабских странах, где они провели бесчисленное количество встреч с потенциальными инвесторами, прорыва в этом направлении добиться не удалось. Особенно это заметно на фоне инвесторов из Турции и Китая.

Анкара охотно инвестирует в Татарстан, причем без всякого исламского банкинга (сегодня 280 турецких предприятий функционируют в Татарстане). Коммунистический Китай строит заводы в Татарстане, также опираясь на традиционную модель капиталистических отношений, а не руководствуясь принципами конфуцианства. И оба крупных инвестора не настаивают на изменении российского законодательства для себя. А вот для Саудовской Аравии отчего-то необходимо пойти на такие уступки. И это особенно странно, если учитывать, что саудиты без всякого исламского банкинга инвестируют в США и другие страны Запада, а вот в отношении России не проявляют такого рвения.

Возможно, нежелание Госдумы идти на изменение российского законодательства продиктовано и настороженностью, что внедрение шариатских институтов таит в себе риски для единой банковской системы. Депутатов пугает, что подобная исламизация экономики в отдельных регионах России может привести к разрыву единого экономического пространства, принципы функционирования которого должны быть понятны и одинаковы для всей страны. Да и до сих пор осталось представление об арабских благотворительных НКО, действовавших в «лихие 90-е» в Поволжье и на Северном Кавказе, как о проводниках ваххабизации мусульманской уммы. А потому это вызывает желание перестраховаться: не станут ли саудиты через исламские банки в России финансировать и продвижение своей идеологической доктрины?

Вероятно, стечение всех этих обстоятельств и стало причиной того, что в Госдуме решили не поддерживать законопроект о легализации исламского банкинга в России. Насколько это окончательно и бесповоротно, покажет время.

ПОДЕЛИТЬСЯ