Камертон. Безумный пионер фри-джаза. Ornette Coleman

0
733

9 марта 1930 Ornette Coleman — американский джазовый саксофонист и композитор. Один из самых известных джазовых новаторов, пионер фри-джаза.

Саксофон освоил самостоятельно, в 14 лет начал выступать с местными ритм-энд-блюзовыми группами. В 1952—1959 работал в Лос-Анджелесе лифтёром и брал уроки музыки. Первые сольные альбомы — «Something Else!» (1958) и «Tomorrow Is The Question» (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе «Five Spot» (1959). В 1959—1963 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтрё), гастролировал в Европе.

Перелом в стиле Коулмана произошёл в 1961 году, по выходе альбома «Free jazz: A collective improvisation» (термин «фри-джаз» обязан своим названием этому альбому). С этого времени Коулман полностью отказался от традиционных тонально-гармонических схем (в том числе, от блюзовых «квадратов» и пр.) и от песенных музыкальных форм как основы для импровизации.

В 1963—1964 гг. Коулман прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года». В 1970-е годы, пытаясь синтезировать фри-джаз с роком, он начал использовать в аранжировках электрогитары и ударную установку (для этого организовал и возглавил ансамбль под названием «Prime Time») — впрочем, коммерческого успеха фьюжн-альбомы Коулмана не имели.

Фри-джазовые эксперименты Коулмана вызвали противоречивые оценки: часть музыкантов (Леонард БернстайнВирджил ТомпсонХерби ХэнкокГюнтер Шуллер) восторженно приветствовала «новаторство» Коулмана, но были и те, кто высказывался о них резко отрицательно. Диззи Гиллеспи не считал музыку Коулмана джазом. Чарлз Мингус сравнивал его игру с барабанящей кошкой, а Майлзу Дейвису и вовсе показалось, что у Коулмана «не все дома».

Но джаз хорош именно своей непохожестью и именно новаторство и эксперименты двигают его вперед.

https://youtu.be/d0HB8ybKJzo

ПОДЕЛИТЬСЯ