Форум в Сочи: битва за Махачкалинский порт продолжается

В последние годы все порты страны, кроме портов Каспийского бассейна, показывали прирост объемов грузооборота и развивались, отметил министр РФ по делам Северного Кавказа

0
817

Ключевая задача создания Каспийского транспортно-логистического комплекса состоит в позиционировании России среди стран Каспийского бассейна. Такое мнение высказал министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

“Ключевая задача, и такой вызов стоит, – это позиционирование России в этом регионе с точки зрения геополитических аспектов, иметь альтернативную транспортную хорду по отношению к Черному морю, Суэцкому каналу, Персидскому заливу. Это и вопрос социально-экономического развития регионов, находящихся в этом бассейне. И, конечно, в итоге, это та цель, которая сегодня обсуждается на форуме, – развитие страны в целом, повышение качества жизни и привлечение частных инвестиций”, – заявил он на деловом завтраке для представителей власти и бизнеса, организованном Министерством РФ по делам Северного Кавказа и информационным агентством ТАСС при поддержке АО “Корпорация развития Северного Кавказа” на полях Российского инвестиционного форума в Сочи – 2017.

По словам министра, в течение последних нескольких лет все порты страны, кроме портов Каспийского бассейна, показывали прирост объемов грузооборота и развивались.

“По всем бассейнам мы имеем неоднородный, но прирост. Единственный бассейн, в котором у нас сложилась систематическая негативная тенденция с точки зрения грузооборота, – это Каспийский. Только за прошлый год мы потеряли около 10% грузооборота как по сухим, так и по наливным грузам. При этом имеем три порта, два из них находятся в руках государства”, – рассказал он.

Кузнецов отметил в ходе делового завтрака, что на данный момент задача федеральных и региональных властей при участии бизнеса “вместе выработать те управленческие решения, которые позволили бы Каспийскому узлу занять свое историческое место, на которое он всегда претендовал и всегда занимал”.

Один из самых перспективных регионов по развитию ТЭК

Каспий считается одним из самых перспективных регионов по развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК), заявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

“Вокруг Каспия проживает 500 млн человек, вокруг Каспия ежегодный оборот около 6 трлн долларов. Каспий считается одним из самых перспективных регионов с точки зрения развития топливно-энергетического комплекса. Мы имеем огромные богатства на Каспии, которые пока не работают”, – сказал Абдулатипов на деловом завтраке для представителей власти и бизнеса, организованном Министерством РФ по делам Северного Кавказа и информационным агентством ТАСС при поддержке АО “Корпорация развития Северного Кавказа” на полях Российского инвестиционного форума в Сочи – 2017.

“Мы разработали международный логистический индустриальный комплекс с размещением в городе Махачкале на берегу Каспия. <…> Мы ставим задачу о развитии целого комплекса предприятий на берегу Каспийского моря: транспортно-логистический кластер, якорные предприятия, машиностроительный кластер, кластер промышленности строительных материалов, биотехнологический кластер, военный кластер, рыбопромышленный и агропромышленный кластер, энергетическая инфраструктура и ЖКХ, туристический кластер. Это касается не только Дагестана, это касается региона и даже шире”, – отметил глава республики.

По его словам, очень важно выстроить этот комплексный подход к развитию регионов. “Нам уже надо приступать к реализации этого проекта. Дагестан готов подключиться вместе с федералами. В частности, мы оцениваем тот проект, о котором я говорил, в 127 млрд рублей. Из них 100 млрд мы должны привлечь, 27 млрд – федерация нам должна помочь. <…> Это позволит разрешить целый ряд проблем”, – добавил Абдулатипов.

Концепция Каспийского хаба

Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строительство морского пассажирского терминала с пунктом пропуска в Махачкалинском порту, в порту Астрахани предусмотрено строительство морского пассажирского терминала с пунктом пропуска Астрахань, сохранение и развитие портовой деятельности с использованием судов класса “река-море”, поддержка развития судостроения.

В порту Оля предполагается строительство контейнерного терминала для обслуживания перспективного грузопотока на базе малотоннажных судов и развитие терминала навалочных грузов в случае перспективного грузооборота по коксующемуся углю малотоннажных судов. В городе Дербенте, согласно концепции, будет построен пассажирский причал и морской пассажирский терминал для развития внутреннего и международного круизного туризма на Каспии.

Кроме того, в незамерзающей акватории Каспия будет создан новый порт.

Вклад в экономическое развитие

Согласно концепции, развитие транспортно-логистического комплекса Каспийского направления может обеспечить значительный вклад в развитие экономики Юга России, так как даст доступ к устойчивым рынкам сбыта и будет способствовать формированию базы экспортных товаров через создание кластеров.

Так, в качестве наиболее перспективных направлений для развития кластеров отмечены глубокая переработка зерна, обработка сельскохозяйственной продукции, производство нефтехимии, производство композитных материалов, рыболовство и рыбопереработка.

Рынки сбыта Ирана и Индии называются в стратегии, разработанной Минкавказом, наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране к 2030 году должны стать зерно и сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в импорте бумаги, химии и сельхозпродукции.

Помимо Индии и Ирана, целевыми регионами для сбыта российских товаров могут стать страны Персидского залива и западная Африка.

Презентация Каспийского хаба

Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне будет представлена сегодня на полях Российского инвестиционного форума “Сочи-2017” Минкавказом и информационным агентством ТАСС при поддержке АО “Корпорация развития Северного Кавказа” вместе с еще двумя стратегическими для региона проектами: медицинским кластером в Кавказских Минеральных Водах (Ставропольский край) и проектом модернизации Тырныаузского комбината в Кабардино-Балкарии

ПОДЕЛИТЬСЯ