Камертон. Кто придумал босса нову? Stan Getz

0
438

2 февраля 1927 в Филадельфии, в семье эмигрантов Гаецких из Житомира и Одессы родился Стенли Гаецкий. Он в школе освоил игру на контрабасе и виолончели, выступал в оркестре учащихся младших классов, а с 12-ти лет начал играть на саксофоне. В 16 лет убежал из дома и примкнул к гастролирующему по США диксиленд-бэнду Джека Тигардена. Через год стал членом оркестра Стэна Кентона, участвовал с ним в музыкальных радиопрограммах. Руководил в Голливуде собственным трио в местном свинг-клубе.

Известность он приобрел в составе оркестра Вуди Германа (1947-49), где и обрел свое собственное неповторимое звучание. После того как он покинул оркестр Германа, он оставался лидером всю оставшуюся жизнь.

В 1949 году Стэн организовал собственный квартет и в марте 1951 гастролировал с ним в Швеции. По возвращении в США в течение 2-х лет руководил секстетом (с тромбонистом Бобом Брукмейером). В 1956-57 гг. предпринял ряд турне с музыкантами «филармонического джаза» (JATP), выступал с ними на джазовых фестивалях в Каннах (Франция) и Нокке (Бельгия), где имел огромный успех. В конце 1958 поселился в Копенгагене, где проживал в течение трех лет, эпизодически выезжая с концертами в различные страны Европы.

Это было то время, когда джаз бурлил и почковался. Высококлассные музыканты Майл Дэвис, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и другие не хотели играть чисто развлекательную музыку, возникает би-боп – музыка для музыкантов. Все пытались придумать что-то абсолютно оригинальное. В феврале 1962, в совместной с Чарли Бердом записи «Jazz Samba», Гетц возвестил о наступлении эры босса новы. 

Сейчас мы относим босса нову к спокойной музыке для отдыха, а тогда это было соединение интеллигентного джаза с бразильской этникой. Настоящим бестселлером, принесшим Гетцу мировую славу, благодаря композиции «The Girl from Ipanema», стал альбом Getz/Gilberto (в сотрудничестве с Антонио Карлосом Жобимом и Аструд Жилберту) .

Стэн Гетц мог бы легко жить только за счёт босса новы, но он переносит акцент на другие музыкальные формы. Его главной группой в это время стал квартет с вибрафонистом Гари Бартоном, он записывался с Биллом Эвансом (1964), играл в 1965 году с Эдди Саутером на саундтреке к фильму “Mickey One” и создал классический альбом “Sweet Rain” (1967) с Чиком Кориа.

ПОДЕЛИТЬСЯ