О свободе воли у несвободных людей

0
538

Стараюсь с пониманием относиться  к людям, которые с детства считают свое поведение предзаданным, зависимым от некоевого высшего разума – они в это искренне верят. Но вот когда  такие ощущения  начинают овладевать   людьми,   до пенсионного возраста вникавшими в глубины естествознания,  мне сложно воспринимать это  без сочувственного сожаления происходящим в человеке изменениям.

И вот такое безверие в свободу воли,  потеря ответственности  за состояние своих чувств не редко ныне  случается у  достаточно образованных  людей, они, как правило,  в пожилом возрасте якобы через науку приходят к религии и отдают себя  на волю того, что предписано.

Если  даже подобные  ученые мужи  ломаются, то, согласитесь,   вполне логичным выглядит пребывание   в состояния безволия   людей,   менее сведущих в возможностях человеческого организма.

Видимо, это состояние, как считает культуролог  Михаил Эпштейн,  мало связано с уровнем интеллекта. И надо согласиться, это, куда ни крути, имеет отношение  к   болезни  на уровне подсознания, приводящей  человека к некоему раздвоению личности. Как известно,  в таком состоянии человек сам себе не принадлежит и больше склонен искать причины своих действий в некоей силе, привнесенной в него извне и предопределяющей его судьбу до мельчайших подробностей. К примеру, научные умы связывают это – предопределенность действий и переживаний с  нейронами, физическими и химическими процессами в  их  мозге.

Да, много на свете неопределенностей, много примеров тому, что на нашу жизнь имеют серьезное влияние некие космического происхождения объекты и явления. Но ведь много кругом очевидностей, что действия человека, его судьба, его умственная и нравственная наполненность находится  в непосредственной зависимости от него самого, от его ген, воспитания, круга общения, способности к самоочищению, самоанализу, самосовершенствованию.

Поэтому  как не согласиться с тем, что людей, находящихся под гнетом идеологии невладения собой, остается только пожалеть. И тех, кто искренне, по вере так полагают, и тех,  кого к этому приводит некая раздвоенность на уровне болезни, на уровне  не психической, а, скажем так, психолого-интеллектуальной  шизофрении.

ПОДЕЛИТЬСЯ