Время хорошего кино

0
555

Время лечит. Время калечит. Поднимает вашу самооценку и низвергает ее в тартарары. Выводит вас на прямую, а потом выбрасывает в кювет. Время учит, или заставляет учиться на своих ошибках. Чаще всего это уроки даются с трудом, но не всегда. Бывает, что ученик ловит все налету, бывает, что приходиться вбивать в мозг вместе с жизненными примерами, неурядицами и победами. Время не оставляет вас в девственном состоянии невесомости, а портит вас, меняет, облагораживает, вносит коррективы буквально во все – от статуса и здоровья, до характера и жизненных ориентиров. Время дает все и может все забрать.

Кинематограф создал массу кинолент, которые говорят о времени и  о его силе. И в рамках статьи можно примести в пример множество фильмов и времени.  Но мы, к сожалению, ограничены в журнальной площади, и поэтому сегодня приведем только 4 фильма о времени, которые на наш взгляд стоит посмотреть. Мы умышленно не стали включать в наш перечень фильмы о машинах времени, научный поп, или известные тематические блокбастеры на вроде «Петли времени», «Угнать за 60 секунд», «Время» (с Джастином Тимберлейком), поставив во главу угла кинематографическую и философскую ценность.

«Загадочная история Бенджамина Баттона». В главных ролях – Бред Питт и Кейт Бланшетт. Режиссер – Дэвид Финчер. Слоган фильма – «Я родился при странных обстоятельствах». И действительно, обстоятельства рождения действительно оказались уникальными.  Бенджамин Баттон родился стариком, и с каждым годом, проведенном на этом свете, молодел, пока, наконец, не умер, будучи младенцем. Часы идущие назад. История жизни рассказанная наоборот. Любовь протянувшаяся от старости к молодости, в конце концов говорящая нам, что в любом случае в конце всего ждет нас смерть и печаль. Останутся – лишь воспоминания. Фильм показывает наши жизненные перевёртыши, напичканные метафорами наши будни. Старики, которые становятся как дети в этом фильме как раз таковыми и являются. Бенджамин внешне старик, а в душе, по своему умственному развитию, – ребенок. В конце зрителя подводят к мысли о важности времени, о том, как важно его не упустить.

Фильм основан на рассказе Ф. Фиджеральда.          

«Мастер». В «Мастере» у режиссера Пола Томаса Андерсона есть в наличии два очень хороших актера (Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман). Фильм рассказывает о судьбе сломленного войной человека, его психологическую проблему – посттравматическое нервное расстройство, которое становится большим препятствием для социальной адаптации человека вернувшегося с войны.

Вопрос нужности или ненужности «вояки», его адаптации и жизни после войны. Он ведь просто не знает чем заняться и куда приткнуться. Прижиться! В этом мире, с его ценностями, это безумно сложно. Вот и попадают «вернувшиеся» то в один омут, то в другой. То вообще никуда не попадают, как горемыки, плетутся со своими проблемами и бзиками из одного дня в другой – безвременно. Фредди Куэллу (Феникс) «повезло» попасть к создателю (Мастеру) собственного учения, не то религиозного, не то просто жизнеутверждающего и целительского.

Эти «Истоки», возглавляемые Ланкастером Доддом (Хоффман), стали для Фредди смыслом жизни. До поры до времени. Очень наглядна параллель между «Истоками» и самой влиятельной сектой современности – саентологией (кстати, Том Круз и Андерсон – большие друзья), между Лакастером Доддом и Хоббардом (основателем саентологии).

Тут вторая, второстепенная линия фильма – суть таких учений, их внутреннего уклада и развития. То, какое значение они имеют Андерсон не говорит. И диагноз им не ставит, предлагая зрителю сделать выбор самому.
Додд предлагает Фредди остаться на свадьбу его дочери. Начинается их совместное многолетнее сотрудничество. «Учитель» проводит экспериментальные тесты на своём подопечном, тот, в свою очередь, путешествует с ним и его семьёй по всей Америке, распространяя повсюду веру «Истоков».

Выполняет сразу и роль подопытного, и рьяного адепта, и парня на подхвате, и эксперимента, и друга. Мастер и ученик, хозяин и его собака, мы в ответе за того кого приручили – это те маркеры, которые есть в фильме, во взаимоотношениях главных героев.

С такими актерами, а главное – историей и персонажами, для Андерсона огромная возможность развернуться, сделать множество посылов в массы.

Фредди не вылечился, понял до конца что и так подозревал – лечение ему не помогает, и съездив к бывшей девушке и узнав что она уже как 3 года замужем и имеет детей, окончательно тухнет. Да, Мастер, отпускает его, поёт ему прощальную песню, но это уже скорее опустошение, а не прощание. Итог, по-моему, в том, что Андерсон даёт понять…. мы не в ответе за тех кого приручили и кто за нами следует.. история человека на то история чтобы в нее впивались случаи, вливались периоды, настроения и поиски себя… но даже если ты болен все равно итог в том что выбор за тобой… мир, общество – это секта.. а ты болен и хочешь чтобы тебе помогли…

«Облачный Атлас». Фильм снят по одноименному роману Дэвида Митчелла. Демиургами этой ленты стали создатели легендарной «Матрицы» брат и сестра Вачовски. В центре фильма, как гласит синопсис «Пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетающихся между собой». Каждое событие в вашей жизни оказывает влияние не только на ваше будущее но и на будущее других людей, не только в нашем, но и в других измерениях. Время здесь – рвет простаранственно-временной континиум.

Вачовски удалось попасть в нишу, созданную ими (мы ведь говорим о кино) самими. В «Матрице» было особое, рациональное звено. Была философия. Особенно в первой части. Там все предельно понятно. Дальше уже приходится напрягаться.

В экранизации «Облачного адреса» Вачовски не смотря на более сложный материал (во-первых, это фильм, снятый по книге, во-вторых, сюжетный линий и персонажей различных эпох больше), создали не просто более понятную философию, а более  жизненную. В первую очередь, потому что в центре в большей степени была, не машины, и программа «Матрица», а любовь.

Перевоплощение, пересечение душ и не случайность происходящего.
В «Матрице» есть право выбора («две таблетки», я могу показать тебе только дверь, войти ты должен сам»),  в «Облачном атласе» это право выбора то же есть, но оно более стихийно, подчинено космосу и быту… не так приземленно как в Матрице.

И то и другое кино – артхаус в оболочке массового кино. Конечно «Облачный атлас» не стал культовым как Матрица… Но философии от Вачовски там больше. Во многом  и потому, что через этот фильм искал себя и Лари Вачовски который поменял пол и в итоге (даже в титрах) стал Ланой.

Удивляет не только это. Удивляет, что фильм послужил переплетением  самых разных жанров. Киберпанка, приключения,  выживальческого триллера, фентези, шпионского триллера, романтической комедии и борьбы за свои права. В итоге получилось особое, внежанровое кино, которое стоит посмотреть. Всю его прелесть можно будет понять только посмотрев картину целиком.
Фразы из фильма:

«будущее поколение единодушия»;

«первый катахезис: почитай потребителя своего»;

«Свобода – избитый девиз нашей цивилизации. Только лишившись ее начинаешь понимать что это значит на самом деле»;

«Мы не хозяева собственной жизни. От рождения и до смерти мы связаны с другими: прошлым и настоящим. И каждый проступок, как и каждое доброе дело рождает наше будущее».

«День сурка». Фильмов о реверсе времени, о том, что завтра может повториться тот же день, о том что самое желанное, пусть и не каждый человек это осознает, это движение вперед, любое движение. На эту тему снято множество прекрасных фильмов. Это и «Эффект бабочки» и не так давно вышедший фильм с Томом Крузом «Грань будущего», и даже «50 первых поцелуев». Однако в наш список вошел именно старый, но хрестоматийный фильм с Билом Мюрреем в главной роли. Название фильма стало нарицательным.

«День сурка» простая, добрая история, рассказанная простым кинематографическим языком, без пафоса и спецэффектов. Согласно сюжету фильма телевизионный комментатор Фил Коннорс (Мюррей) каждый год приезжает в маленький городок в штате Пенсильвания на празднование Дня сурка: «Но на этот раз веселье рискует зайти слишком далеко. Время сыграло с ним злую шутку: оно взяло да и остановилось.

Теперь на календаре Фила чернеет одна и та же дата — 2 февраля, из которой он никак не может выбраться. Неунывающий ведущий пытается извлечь выгоду из своего комичного положения: впереди у него уйма времени и безмятежное предсказуемое будущее.

Отныне с ним не случится ничего плохого… и ничего хорошего. У Фила осталась одна заветная мечта, простая и незамысловатая — 3 февраля…».

Фильм-напоминание зрителю его собственных будней, в которых, зачастую, одно и тоже. У каждого свой день сурка, и каждый может это изменить. Просто нужно поверить в такую возможность. Ведь у Фила Коннорса все получилось. Главное делать добрые дела. Ну а чем мы с вами хуже?

ПОДЕЛИТЬСЯ