Жить по пониманию своих идеалов

Идеал - это не совершенство, а золотая середина.

0
707

Существует мнение, что страна наша целенаправленно накачивается злобой и нетерпимостью, а также, что такая же нетерпимость неотвратно будет накапливаться со стороны других сран и народов. Наша политическая, экономическая и вообще вся общественная жизнь в последнее время представляет собой, как выразился один из журналистов, сплошную борьбу, состоит из расправ и запретов. В итоге чего, считается, граждане довольно быстро утрачивают критичность, что неминуемо ведет к такому же стремительному падению их нравственных, идеологических и вкусовых планок.

В связи с этим на передний план выходят сомнения в логичности того, что искусственный идеологический раскол в обществе, вызванный той активной накачкой властью своего политического рейтинга, сильно ударил по человеческим взаимоотношениям в обществе, ударил по коллективам и семьям. И здесь речь хочется повести не о том, что власть вместо того, чтобы заниматься реальным поднятием с колен российской науки и промышленности, сделала крен в сторону укрепления мощи государства за счет сырьевых ресурсов. Предлагаю задуматься над тем, насколько вообще может повлиять даже столь кардинальная смена идеологического мировоззрения на наличие или отсутствие морально-этических идеалов.

Давно усвоил, что убеждения могут быть какие угодно, кроме, как выразился один из известных писателей, людоедских, но при этом возможны общие ценности, идеалы. Потому у меня и сложились очень даже хорошие отношения со многими людьми противоположных политических убеждений.

Но вот как-то на днях, блуждая по блогам виртуального мира, поймал себя на мысли, что не делал для себя акцента разницы между убеждениями и идеалами, не выделял для себя важность ориентирного водораздела между этими очень важными для полноценной жизни политическими и морально-этическими категориями.

А ведь на самом деле это – очень разные вещи. И человек, не выделяющий в своем мировоззрении их различие, не имеющий это обстоятельство в качестве одного из своих жизненных ориентиров, будет путать эти понятия и, как минимум, делать в своих рассуждениях какие-то неверные выводы. К примеру, типа такого довольно распространенного: из-за развала союза, компартии, постперестроечных реформ мы нынче живем в эпоху отсутствия идеалов.

Здесь не только теряется причинно-следственная связь, здесь за счет подмены понятий достигается примерно такая бессмыслица, что в ход пошла частная собственность и пошли на убыль идеалы честности, самоотверженности, бескорыстия.

И советское время, и девяностые годы отнюдь не были лишены идеалов, да и в нынешний период очень ценятся вместе со свободой и самостоятельностью те же верность и бескорыстие. А что касается сволочей и крохоборов, то ими быть всегда легче и им всегда время так или иначе благоприятствует. И особой разницы нет, какая формация на дворе, какая идеология и экономика правит умами.

Говорят, что ныне из-за этой кардинальной смены мировоззрения, из-за потока различных идеологических вливаний общество наше поразил вирус безразличия, что мозги и чувства особенно детей и подростков то ли заплыли жиром и к ним не подступиться, то ли они вовсе опустошились и их можно заполнить чем угодно. И еще считается, что людьми полностью завладели личные интересы, что чинопочитание для них стало обычной необходимой потребностью и что чуть ли не утратились такие ощущения граждан, как солидарность, коллективизм, желание заступиться за товарища, коллегу.

Думаю, такое обобщение надуманно и неправоверно. Во всяком случае, некое ощущение инфантильности и зомбированности нашего общества больше связано с тем, что и за много лет советского «единобожества», и при нынешней попытке идеологического единения страны у людей выработался иммунитет от различного рода пропагандистских мер и компаний.

А вот что касается идеалов, то человек, на самом деле, устроен так, что без них ему не нужно ничего, ни денег, ни любви, ни комфорта. И от них-то (от идеалов) и зависит более всего отношение человека к любым материальным и нематериальным ценностям. И причины наших бед, наших этико-моральных проблем, нашей душевной и умственной несостоятельности надо искать, разумеется, в семье и школе, в каждом человеке. И так было всегда, и так оно и продолжиться. И даже то, что многим очень не нравится в обывателе – попытка сочетать комфорт с идеализмом – это тоже из разряда того, с чем каждый человек живет все же индивидуально и что каждый сам пытается преодолеть. В том числе, кстати, и потребность высказывать свое мнение, когда это необходимо, а также способность отстаивать это мнение, если надо.

То есть, каждый человек, согласитесь, больше самостоятельно формирует систему своих взглядов, знаний о себе, о мире, об отношении ко всему этому. Каждая личность на протяжении всей своей жизни формирует эту собственную систему устойчивых мотивов, на базе которых он надеется обрести относительную независимость от обстоятельств, избирательное отношение к разным ситуациям и объектам.

Так на практике обретения неких пониманий вещей и явлений, хотения и умения жить по этому пониманию, считается, и формируется мировоззрение человека. И очень важно то, что не живущие по своему пониманию, по мнению одного очень умного человека, несовсем так понимают и ему надо продолжить работать над анализом своего мироощущения, своих убеждений, идеалов, ценностей.

Но в то же время, если говорит о влиянии идеологии на мировоззрение человека, ничто не проходит бесследно, и сложно возражать тому мнению, что тот вырабатываемый в людях общественным устройством иммунитет от любой веры, любой убежденности может привести к непредсказуемым последствиям. Единственная надежда от такой своеобразной мутации человеческого сознания – это сила идеалов, которыми руководствуется каждый человек.

Предлагаю не согласиться с тем мнением, что беда людей в том, что они в основной своей массе стремятся не ко благу, а, как выразился один из интеллектуалов, «к максимальному диапазону эмоций». В чем-то, в политике, при лицезрении различных зрелищ – это чаще, несомненно, так. Но зачем же в целом относит людей к таким пустым зевакам, которые живут чуть ли не как тени, которые пялятся на сцену жизни, пока есть чем хрустеть и шуршать. Думаю, это – явный перебор, недооценка тех традиционных идеалов человека, которые, так или иначе, передаются из поколения к поколению.

Шарапудин Магомедов

ПОДЕЛИТЬСЯ